Добро пожаловать: различия между версиями
Перельман (обсуждение | вклад) |
Перельман (обсуждение | вклад) м (Перельман переименовал страницу Заглавная страница в Добро пожаловать) |
(нет различий)
| |
Текущая версия от 19:24, 19 октября 2025
Товарищество передвижных художественных выставок
Добро пожаловать в энциклопедию русского искусства!
Изучаем наследие великих русских художников-передвижников
ТПХВ.рф — открытая энциклопедия, посвящённая изучению и сохранению наследия Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников) — крупнейшего творческого объединения русских художников XIX - начала XX веков, которое кардинально изменило русское искусство и сделало его доступным для широких масс.
О проекте
Наша энциклопедия создана для систематизации и сохранения знаний о великом наследии русских художников-передвижников. Мы стремимся собрать в одном месте максимально полную информацию о творчестве, биографиях и историческом значении мастеров, которые изменили русское искусство.
Цели проекта:
- Создание полной базы знаний о художниках-передвижниках
- Сохранение исторической памяти о русском искусстве
- Объединение исследователей и любителей искусства
- Просветительская деятельность среди молодого поколения
Историческая справка
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было основано в 1870 году группой выпускников Императорской Академии художеств, которые выступили против консервативных методов преподавания и ограниченности тем в искусстве. Началом движения считается «Бунт четырнадцати» в 1863 году, когда 14 лучших выпускников Академии отказались писать дипломные работы на заданную мифологическую тему и покинули учебное заведение.
За 53 года существования (1870-1923) Товарищество провело 47 передвижных выставок, которые посетили более 1 миллиона человек по всей России. Это было первое в истории русского искусства демократическое объединение художников, которое вынесло искусство из столичных салонов в провинциальные города.
Художники-передвижники
Основатели Товарищества
- Иван Крамской (1837-1887) — идейный вдохновитель и организатор
- Григорий Мясоедов (1834-1911) — один из инициаторов создания ТПХВ
- Николай Ге (1831-1894) — мастер исторической и религиозной живописи
- Василий Перов (1834-1882) — выдающийся жанрист и портретист
- Алексей Саврасов (1830-1897) — основоположник лирического пейзажа
- Иван Шишкин (1832-1898) — великий мастер пейзажа, «царь леса»
- Михаил Клодт (1832-1902) — мастер эпического пейзажа
- Владимир Маковский (1846-1920) — блестящий жанрист и педагог
Ключевые участники
- Илья Репин (1844-1930)
- Василий Суриков (1848-1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Архип Куинджи (1842-1910)
- Василий Поленов (1844-1927)
- Николай Ярошенко (1846-1898)
- Константин Савицкий (1844-1905)
- Абрам Архипов (1862-1930)
- Александр Киселёв (1838-1911)
- Ефим Волков (1844-1920)
- Пётр Верещагин (1834-1886)
Другие известные участники
- Константин Маковский (1839-1915)
- Алексей Корзухин (1835-1894)
- Илларион Прянишников (1840-1894)
- Лев Лагорио (1826-1905)
- Руфин Судковский (1850-1885)
- Клавдий Лебедев (1852-1916)
- Николай Дубовской (1859-1918)
- Аполлинарий Васнецов (1856-1933)
- Сергей Иванов (1864-1910)
- Александр Маковский (1869-1924)
- Василий Максимов (1844-1911)
- Генрих Семирадский (1843-1902)
Шедевры передвижников
Бурлаки на Волге
Илья Репин, 1870-1873
Картина стала символом социальной направленности искусства передвижников, показав тяжелый труд простого народа.
Утро в сосновом лесу
Иван Шишкин, 1889
Знаменитый пейзаж с медведями, ставший одним из самых узнаваемых образов русского искусства.
Богатыри
Виктор Васнецов, 1881-1898
Эпическое полотно, воплотившее дух русского народа и его богатырскую силу.
Грачи прилетели
Алексей Саврасов, 1871
Картина, считающаяся эталоном русского лирического пейзажа.
Боярыня Морозова
Василий Суриков, 1887
Монументальное историческое полотно, посвященное расколу русской церкви.
Неизвестная
Иван Крамской, 1883
Загадочный портрет, ставший одним из самых знаменитых образов в русской живописи.
Хронология ТПХВ
- 1863 — «Бунт четырнадцати» в Императорской Академии художеств
- 1870 — Учреждение Товарищества передвижных художественных выставок
- 1871 — Первая передвижная выставка в Петербурге (82 произведения)
- 1870-е — Расцвет критического реализма в творчестве передвижников
- 1880-е — Период наибольшей популярности и влияния Товарищества
- 1890-е — Появление новых художественных направлений, кризис ТПХВ
- 1900-1910 — Постепенный упадок деятельности Товарищества
- 1923 — Официальное прекращение деятельности ТПХВ
Значение и наследие
Передвижники совершили настоящую революцию в русском искусстве, которая имела далеко идущие последствия:
- Демократизация искусства — впервые искусство вышло за пределы столиц и стало доступно широким массам
- Социальная направленность — художники обратились к актуальным проблемам современности
- Национальное самосознание — в искусстве утвердились национальные темы и образы
- Реалистический метод — был разработан и утвержден метод критического реализма
- Профессиональное объединение — создана новая модель организации художественной жизни
Наследие передвижников продолжает жить в творчестве последующих поколений художников и остается важной частью русской культурной идентичности.
Присоединяйтесь к проекту!
Станьте частью нашего сообщества!
📝 Создавайте статьи
🎨 Добавляйте материалы
💬 Обсуждайте
🔍 Помогайте
Каждый может внести свой вклад в сохранение культурного наследия!